Удивительный мир олонхо в мультфильме «Тойтой Боотур»

Скоро в эфирном пространстве НВК «Саха» начнется долгожданный показ первых серий анимационного фильма «Тойтой Боотур».
Уникальный проект – победитель конкурса Гранта Главы Республики Саха (Якутия) основан на сюжетах якутского героического эпоса олонхо.
О процессе работы над мультфильмом и об особенностях использования художественного содержания, эпических образов и сюжетов олонхо в современной анимации нам рассказала научный консультант проекта, кандидат филологических наук, эпосовед, старший научный сотрудник отдела фольклористики и литературоведения Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Айталина Кузьмина.

— В истории народа саха 25 ноября 2005 года произошло событие большого общественного и культурного значения — ЮНЕСКО провозгласило якутский героический эпос Олонхо «Шедевром Устного Нематериального Культурного Наследия Человечества». Самый крупный жанр якутского фольклора по праву стал достоянием мировой культуры. За последние годы интерес к олонхо только растет, но в то же время есть проблема сохранения якутского языка у подрастающего поколения. Как Вы считаете, сможет ли анимация вызвать интерес у детей и молодежи к изучению якутского языка и якутской культуры?
— Современную эпоху принято называть информационной, обусловленной формированием глобальной медиасреды, основанной на новейших цифровых технологиях. Сегодня тема «ребенок и техника» достаточно обсуждаемая в педагогической среде, особенно на фоне медиатизации образования и технологий, его включения в парадигмы информационной культуры. Анимационные фильмы, привлекающие большое внимание детей и молодежи, могут помочь в сохранении родного языка и культуры. Считаю необходимым и перспективным черпать идеи из богатого, архаичного фольклора народов Якутии.
Неудивительно, что в 2023 г. анимационный проект «Тойтой Боотур» стал победителем конкурса Гранта Главы Республики Саха (Якутия). Этот проект был начат еще в 2021 году, когда творческая группа провела Всероссийский конкурс по отбору художников. Анимационный проект очень многоплановый, обширный, с массовыми сценами и обилием персонажей. Нехватка профессиональных аниматоров в Якутии сподвигла творческую группу на образовательную стезю. В данный момент параллельно с производством сериала идет процесс обучения студентов АГИКИ, которые получат первый опыт работы над анимационным сериалом. Можно сказать, что перед нами в скором времени предстанет совершенно новый уровень осмысления олонхо в якутской анимации и мультипликации.

— Какие сюжетные линии и образы, присущие олонхо, были использованы в анимационном фильме «Тойтой Боотур»?
— Содержание анимационного сериала в некоторой степени основывается на олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», «Потомки Юрюнг Айыы Тойона», однако много авторских внесений и переработок. По мифологическим представлениям древних якутов мир состоит из трех миров: Верхнего мира, населенного богами айыы, Среднего мира, где живет племя людей – айыы аймага, и Нижнего мира, где обитают чудовища-абаасы. Эти три мира связывает священное дерево Аал Луук Мас (Аар Кудук Мас, Аар Кудук Хатынг), которое источает живительную влагу илгэ, придающая отведавшим ее бодрость и новые силы.
В анимационном фильме показаны все эти три мира. Пещера, где спрятались люди от разрушения, не ощущается как уютный и безопасный дом. Это, по сути, антидом, где люди грустят, тоскуют по былым временам. Персонажи повсюду встречаются с силами зла. Опасные локации имеются не только в Нижнем мире абаасы, но и в Среднем мире. Путь до священного дерева Аал Луук Мас имеет множество преград (падающие камни со скалы, сети гигантского паука Ап-Чарая, огненный аркан у Огненного моря и др.).
Сериал начинается с уже разрушенной картины Срединного мира, когда ни один из богатырей не может победить, а люди спрятались в пещерах. Богатыри Нюргун Боотур и Уот Усутаакы показаны как титаны, огромные исполины, гиганты, имеющие равную силу. Победа возможно только тогда, когда кто-нибудь принесет Нюргун Боотуру живительную влагу, источаемую священным деревом Аал Луук Мас. Эту трудную задачу пытаются решить братья Тойтой Боотур и Элэс Хара. В конце фильма происходит диалог между верховным божеством Юрюнг Аар Тойоном и писарем Усун Джурантаайы, где говорится о том, что этот мир зависит от поступка и помыслов каждого из нас, даже ребенок может изменить судьбу мира.
На наш взгляд, разрушенный мир как бы отражает современные глобальные проблемы человечества. С точки зрения мифологии поединок богатыря с чудовищем повторяет космогонический миф, то есть изначальную ситуацию преодоления хаоса и утверждения упорядоченного космоса. Победа богатыря-айыы Нюргун Боотура с помощью Тойтой Боотура питает надежду, что добро всегда победит зло. Помимо глобальных проблем в какой-то мере отражены проблемы семьи, человеческого одиночества и идея необходимости воссоединения утерянных родственных связей.
Система персонажей анимационного фильма объединяет не только эпических героев, но и новых образов, придуманных автором. Ярко представлен целый пантеон божеств-айыы, мифологических образов. С их помощью зрители могут получить определенные представления о традиционном якутском веровании и мифологии.
Чувствуется опыт работы руководителя проекта Дарьи Павловны Ермолаевой в раскрытии образа дракона Луо в якутском олонхо. Раньше об этом архаическом образе знали только в узком кругу специалистов. Сейчас, благодаря фильму «Мой личный дракон» и проекту «Динозавры вечной мерзлоты–2020», где Дарья Павловна была креативным продюсером и куратором, дракон стал известным персонажем олонхо. Дракон имеет противоречивый характер: с одной стороны, он может быть злым и разрушительным, с другой стороны, мудрым и сильным. Парень Элэс Хара, также пытающийся помочь Нюргун Боотуру, попадает в беду, когда злые силы превращают его в дракона, и похищает девочку Кюннэй для совершения жертвоприношения. В данном случае человек не по своей воле причиняет зло.
Если в олонхо образ чудовищ абаасы носит исключительно негативный характер, то в анимационном сериале некоторые обитатели Нижнего мира, в частности чертенок Алып-Чалып и его родители, представлены как положительные герои, помогающие Тойтой Боотуру. Таким образом происходит изменение семантики и функции демонологических персонажей. Такая замена ролями говорит о том, что в реальном мире нет четкого разделения людей на плохих и хороших, в каждом из нас есть светлая и темная сторона, и главное значение имеет, какую сторону человек выбирает сам.
Главным помощником Тойтой Боотура является мышка Туораах, умеющая говорить на человеческом языке. Если бы главным героем изначально был бы богатырь, взрослый мужчина, то его помощником традиционно стал бы богатырский конь. Но в данном случае герой-ребенок, живущий в стесненных условиях, не может позволить себе иметь крупного зооморфного помощника. Маленькая мышка, как и свой хозяин-ребенок, совершает подвиг, тем самым высказывается идея, что нельзя себя обесценивать, даже обычные люди могут достичь большого успеха.
Основными злодеями выступают дети божеств войны и раздора Илбис Кыыһа, Оһол Уола, которые помогают своему господину Уот Усутаакы. Можно отметить, что противостояние сил происходит не только между богатырями Нюргун Боотуром и Уот Усутаакы, но и между их помощниками, более того основной фокус внимания сосредоточен на последних.
Нововведением является образ олонхосута, который живет в эпическом мире. Он не играет активную роль, тем не менее высказывает свое мнение о случившемся, знакомит зрителей с другими персонажами. Большое значение имеют образы-символы, артефакты, волшебные средства: камень-алгыс, цветок, священное дерево Аал Луук Мас, живительная влага, лук и стрела, колокольчик… Они становятся проводниками в эпический мир, помощниками в мире волшебства, а также способствуют в осуществлении мечты главного героя.

— Главным героем мультфильма является мальчик Тойтой. Для эпоса использование образа ребенка в качестве главного героя, если я не ошибаюсь, не характерно. Как Вы думаете, насколько правильно был выбран этот персонаж? Не нарушаются ли тем самым эпические каноны?
— На самом деле во многих эпических произведениях якутов, русских, бурят и многих народов мира рассказывается о детстве богатыря или богатырки – главного героя. Для эпоса характерны мотивы чудесного рождения, быстрого роста, инициации (испытаний) ребенка-богатыря. В былинах, например, богатырь в детском возрасте способен совершать свои первые подвиги. В некоторых якутских олонхо («Богатырка Кыыс Джуурая» Г.В. Дуякова из Нюрбинского улуса) ребенок также может защищать своих соплеменников. Но в большинстве случаев все же героические подвиги совершают богатыри в зрелом возрасте. Таким образом, в данном анимационном фильме в какой-то степени освещаются уже существующие фольклорные мотивы, но они переплетены в сюжете о битве Нюргун Боотура и Уот Усутаакы.
Мотив спасения мира детьми (ребенком) часто встречается в мировой литературе. Они могут иметь реальных прототипов или быть вымыслом. В истории нашей страны известны имена детей-героев гражданской войны, Великой Отечественной войны, которые защищали свою родину, помогали бойцам, порой жертвуя своей жизнью. Поэтому образ ребенка-боотура является реальным, значимым, необходимым в разные эпохи развития человечества.

— Предлагаю заглянуть в будущее на 30 лет вперед: 2054 год, Якутия. Каким Вы видите наш народ, наш язык и культуру?
— В 1954 г. мой отец, будучи ребенком, жил в традиционной якутской юрте в аласе, а через 30 лет он уже жил в деревянном доме в деревне с телевизором и радио. За этот период произошло угасание многих жанров фольклора, в том числе устной эпической традиции олонхо. Таким образом, за 30 лет могут произойти существенные изменения.
Надеюсь, якутский народ будет жить еще не один век. Безусловно, образ жизни, быт и повседневная культура поменяются в ногу со временем. Однако наша северная ментальность, богатая традиционная культура все равно будут присутствовать в какой-либо форме.
Я солидарна со специалистами-языковедами, энтузиастами-общественниками, которые сильно обеспокоены нынешним состоянием якутского языка. К сожалению, через 30 лет будем видеть «плоды» воспитания «ютубного» поколения. Но все же работа по сохранению родного языка будет усилена, отношение общества к якутскому языку поменяется в положительную сторону. Якутский язык станет элитным, и многие захотят даже искусственно владеть им, то есть будет усилена работа по ревитализации и возрождению родного языка.
— Айталина Ахметовна, благодарим Вас за раскрытие интересных подробностей и философской составляющей сюжета мультфильма. Несомненно, приключения Тойтой Боотура не оставят равнодушными зрителей любого возраста.