Чтобы каждый маленький мальчик мог видеть в образе Тойтой Боотура частичку себя…

Один из ключевых, интересных и сложных этапов создания мультфильма – это работа над персонажами, но это не просто рисование, как мы могли бы подумать на первый взгляд. Это целый процесс, в котором каждый шаг имеет значение и влияет на конечный результат. От первой искры идеи до финального рендеринга, художникам и дизайнерам необходимо учитывать множество факторов – от характера и мотивации персонажа до его визуального стиля и взаимодействия с окружающим миром.
Как пришли идеи по персонажам мультфильма «Тойтой Боотур», какие исторические и культурные контексты изучали – с подобными вопросами, интересующими зрителей и позволяющими им понять характер персонажа, мы обратились к художнице Алине Нестеровой.
— Алина, ваши персонажи визуально не уступают известным героям мировой мультипликации. Как Вам это удалось?
— Я с детства люблю смотреть старые мультфильмы студии «Дисней», «Союзмультфильм», DreamWorks и рисовать. Я думаю, эти два факта повлияли на мое дальнейшее творческое видение.
— Наделить каждого персонажа характером, уникальностью и узнаваемостью, чтобы зритель смог полюбить его – это не так просто. Если образы эпических богатырей якутянам понятны, то как к Вам пришли идеи по Тойтой Боотуру, чертенку Алып-Чалып и мышке Туораах? Какие исторические и культурные контексты изучали? Например, образ мышки в мировой мультипликации довольно популярен. Мы все знаем и Микки Мауса, и мышку Джерри. Немало мышек и в советской мультипликации. Чем отличается наша мышь Туораах?
— Весь проект мы отработали в формате онлайн. Мне режиссер Альберт Габышев отправлял технические задания по каждому персонажу. Там детально описан каждый герой, каким их видит режиссёр. Читая комментарии, я в голове представляла эти образы и изображала их на бумаге. Делала несколько набросков, эскизов, потом выбирала подходящий вариант. Так же большим подспорьем стали вспомогательные материалы: старинные иллюстрации быта, одежды, вещи и фотографии наших предков.
Тойтой очень уникальный персонаж для нашего якутского восприятия. Если мы в Олонхо все привыкли видеть богатырей в образе сильных мужчин, то маленький богатырь с неугасаемым духом и отвагой обязательно заинтересует зрителей всех возрастов, станет новым другом и поможет детям открыть путь в мир Олонхо. Я старалась делать его образ привлекательным, располагающим и с особенной якутской чертой, чтобы каждый маленький мальчик мог видеть в образе Тойтой Боотура частичку себя и искренне сопереживать герою в его нелёгком пути.
Образ Алып-Чалып дался легко, так как это необычный персонаж, который живет в водоеме. Я дала волю фантазии и нарисовала его. Мне кажется, каждый ребенок в детстве мечтал о веселом необычном друге, воображаемом, волшебном или даже с другой планеты. Таким другом будет Алып-Чалып.
Действительно образ мышки в мировой мультипликации очень популярен. Особенность нашей мышки Туораах в том, что его окружает наша природа и якутская культура.
— Известно, что в анимации не бывает лишних деталей: каждая деталь, будь то одежда, аксессуар, прическа, имеет значение для раскрытия глубины и оригинальности персонажа, делая его более запоминающимся. Какие отличительные детали имеются у персонажей «Тойтой Боотура»?
— Персонажей «Тойтой Боотура» отличает неукротимый характер, тесная связь с природой и старинной якутской культурой. Например, одежда персонажей состоит из меха, замши и кожи. Цвета одежды природных оттенков, многие персонажи имеют повязку из конского волоса.
— Мультипликация, как и кинематограф, начинался с черно-белой цветовой гаммы. Простор для фантазии художников был ограничен. С развитием технологий мультипликация стала цветной, что позволило аниматорам в полной мере реализовать на бумаге свои фантазии и идеи. Цвет помогает сделать персонажа узнаваемым, усилить визуальное восприятие и эмоциональную связь со зрителем, а также акцентировать внимание на его характере и настроении. Как Вы выбрали цветовую палитру?
— Цветовая палитра зависит от настроения самого произведения, когда автор описывает ту или иную ситуацию. И мне, как художнику, важно это передать через линии и цвета зрителям. Например, жёлтыми и в целом тёплыми оттенками можно передать радость, хорошее настроение и счастье, а синими и холодными цветами можно показать состояние грусти, печали и тоски.
— Когда дизайн и цветовое решение готовы, аниматоры приступают к созданию серии изображений, демонстрирующих различные позы и движения персонажа, отражающие его характер и стиль. Это помогает аниматорам правильно передать движения и поведение персонажа, делает его более живым и убедительным. На этом этапе несомненно помогает знание анатомии. Алина, расскажите о процессе прорисовывания персонажей в различных движениях и позах.
— Я делала лишь несколько версий персонажей в движении, чтобы показать характер или же эмоции персонажа в определённых ситуациях. Это очень интересный процесс. В основном рисовала 3 определяющих момента эмоций. Старалась показывать персонажа со всех ракурсов. Надеюсь, что наши образы запомнятся зрителям.
— Благодарим, Алина, за то, что немного приоткрыли тайну создания анимации, и желаем вам в дальнейшем множество интересных, творческих проектов.